0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осенних ягод калейдоскоп

Осенних ягод калейдоскоп

Конец садового сезона для садоводов – особая, трепетная пора.
Октябрь можно назвать вершиной осени. Октябрьское солнце превращает в сказочную декорацию кроны садовых деревьев. Пустынно становится на приусадебных участках, и только шелест листопада нарушает тишину садов. В октябре здесь так приятно дышится горьковатым из-за опавшей листвы воздухом!

Однако, октябрь — не только грустная пора увядающей природы. Художница-осень взмахнула своей кистью, и вот на фоне пронзительно синего неба красуются оранжевые плоды облепихи и гроздья красных ягод калины. А неподалёку в жёлто-багряные ажурные одежды облачилась рябина — словно костёр на ветру, разгорелась ярким пламенем…
Багрец и золото осенней листвы чудесно сочетаются с нарядными целебными плодами этих древесных растений.

Облепиха

Облепиха порадовала щедрым урожаем, многие её ветви до сих пор обильно усыпаны оранжевыми ягодами. Они, как капельки янтаря, вобрали в себя солнечную энергию, чтобы поделиться её живительной силой со всеми.

Не поленитесь — соберите эти прекрасные плоды. Ведь облепиха обладает удивительными лечебными свойствами, известными ещё с глубокой древности.
Янтарные плоды этой солнечной ягоды богаты витаминами и каротином, которых в облепихе больше, чем в моркови и тыкве. Поздней осенью — в предзимье, после заморозков — имеет смысл запастись ягодами облепихи, которые долго сохраняют свои лечебные свойства.

Известно своей лекарственной ценностью облепиховое масло. Оно широко используется в медицинской практике: при ожогах и обморожениях, язвенной болезни желудка, гастритах, лучевых поражениях кожи, а также в гинекологии, при лучевой терапии рака пищевода.
О бактерицидных свойствах облепихового масла имеются многочисленные данные.
Лечение облепиховым маслом больных атеросклерозом показало заметное улучшение их состояния.
При ожогах, пролежнях, лучевых повреждениях кожи на очищенную поверхность наносят масло пипеткой и накладывают марлевую повязку, которую меняют через день. Перед нанесением масла поверхность промывают раствором пенициллина.
При лечении язвенной болезни желудка масло назначают по 1 чайной ложке 2-3 раза в день за 30-40 минут до еды.

При переработке плодов облепихи можно приготовить замечательный сок, пюре, варенье, кисель.

Калина

Калина тоже относится к целебным ягодам.
Первые сведения о калине известны с XVI века. Её ягоды едят после промораживания как в свежем виде, так и пареные. Готовят из калины кисели, делают мармелад и другие заготовки.

Целебные вещества содержатся во всех частях этого растения. Калина спасает людей от многих недомоганий: оказывает общеукрепляющее, вяжущее и мочегонное действие, улучшает работу сердца. Кашицу из ягод или толчёную кору прикладывают к ранам.
В коре калины найдены витамины калия, дубильные вещества, горькие и смолистые вещества, органические кислоты — уксусная, муравьиная, валериановая и другие.

После первых заморозков ягоды калины становятся сладковатыми на вкус. Полезнее всего есть их в сыром виде, а при заболеваниях сердца — лучше вместе с косточками.
Для гипертоников подойдёт рубиновый напиток: протёртые ягоды калины вместе с зёрнышками заливают кипячёной водой (лучше в термосе) и дают настояться; добавляют в настой мёд или сахар по вкусу.

Для тех, кто страдает хронической усталостью или атеросклерозом, подойдёт замечательный напиток из сбора плодов (калины, шиповника, рябины, боярышника) и сухофруктов (изюма, кураги, чернослива). Их нужно взять в равных количествах — по 1 столовой ложке — и залить 1 литром кипятка. Потом 5-6 часов настоять в термосе или нагреть на водяной бане 30 минут. Пить этот настой как витаминный, очищающий и общеукрепляющий чай.

Если умываться настоем из ягод калины или делать примочки, компрессы из её сока, то кожа становится чистой и упругой.

В старину на Руси были популярны пироги с начинкой из ягод калины, их называли калинники.

Рябина

Рябина – ценное дерево из семейства розоцветных.
Часто культивируется рябина в качестве декоративного растения, а вот её целебным ягодам пока крайне мало уделяется внимания. Хотя в плодах рябины много сахара, глюкозы, фруктозы, лимонной и яблочной кислоты, дубильных и горьких веществ, эфирных масел, витаминов «С», «Р». Применяют рябину как поливитаминное сырьё со значительным содержанием каротина — его в рябине больше, чем в некоторых сортах моркови.
В традиционной медицине сироп из сока свежих ягод рябины применяют в качестве диуретического и гемостатического средства, а также он полезен при гипертонической болезни.

Заготовленные плоды рябины можно употреблять в свежем и сушёном виде; они пригодны для переработки на варенье, для изготовления настойки и вина.
Маринованную рябину можно подавать в виде гарнира к мясу или птице. В эмалированную кастрюлю укладываем промытые кисти рябины. Отдельно готовим маринад. Кипятим воду с сахаром и уксусом по вкусу, добавляем лавровый лист и другие пряности. Заливаем рябину маринадом и ставим в холодное место.

Воспользуйтесь всеми этими замечательными ягодами – щедрыми дарами осени, чтобы почувствовать их целебную силу…

Интегрированное внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3-го класса в процессе интегративного обучения с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

  1. развивать устную речь обучающихся;
  2. расширять кругозор обучающихся в области литературы, музыки и живописи;
  3. пополнить знания обучающихся в области русского народного фольклора;
  4. воспитывать любовь к родной природе;
  5. формировать основы экологической культуры;
  6. развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие;
  7. развивать навыки работы обучающихся с интерактивной доской.

Ход мероприятия

Слайд 1 (Презентация 1)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)

Праздник посвящается прекрасному времени года – осени и называется «Осенний калейдоскоп».

Слайд 2.

Ведущий: Что такое калейдоскоп? Калейдоско́п (от греч. красивый, вид, наблюдаю)

  1. оптический прибор-игрушка в виде трубки, содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.
  2. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.

В России калейдоскоп появился в XVIII в. благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову

Сегодня в путешествие нас приглашает «Осенний калейдоскоп». Каждый поворот калейдоскопа – это новый конкурс. Какие конкурсы, и в какой последовательности они будут проходить, подскажет нам калейдоскоп. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Вы поиграете в разные игры, примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осени. В нашем мероприятии участвуют три команды. Команды представляются (один из членов команды читает стихотворение, а другие команды должны угадать о каком месяце идет речь)

Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?

Все мрачней лицо природы –
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?

Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
И сильней похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Конкурсы будет оценивать жюри в составе:…

Каждый конкурс оценивается по трехбалльной системе.

Слайд 3. (переход в Презентацию 2)

Ведущий. Осень наве­вает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

(Чтение стихов участниками конкурса сопровождается показом на экране портретов поэтов)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А. Пушкин)

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
(А. Фет)

Заунывный ветер гонит
Стаи туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
(Н. Некрасов)

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)

ОСЕНЬ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
(А. Плещеев)

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
(А. Плещеев)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А.С. Пушкин)

Слайд 4. (переход в Презентацию 3)

Конкурс «Осенние загадки»

(Загадки поочередно задаются каждой команде)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (осенний лист)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее . (ледок)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый . (снег)

Солнце больше нас не греет,
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки . (Птицы)

Слайд 5.

Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Охота» из цикла «Времена года»)

Слайд 6. (переход в Презентацию 4)

Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы изображены на картинках. (О некоторых грибах ведущий читает стихотворные строки).

Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами? Почему?

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые . (лисички)

Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот. (белый)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые . (поганки)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок . (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы . (волнушки)

На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются . (опята)

Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – . (сыроежки)

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый . (мухомор)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – . (подосиновик)

Слайд 7

Конкурс – физминутка «Кто соберет больше листьев»

Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора:
Пришла к нам опять чудо-осень!

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

Слайд 8.

Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)

Слайд 9. (переход в Презентацию 5)

Конкурс «Осенние рифмы»

Подберите рифмы к словам: шишка, клен, ветерок , тучка, лист, картина, картошка, лужа, дождинка.

  • шишка – крышка, мышка, пышка
  • клен – силен, зелен, влюблен
  • ветерок – горшок, дружок, творожок
  • тучка – кучка, ручку, почемучка
  • лист – свист, твист, таксист
  • картина – машина, Марина, плотина
  • картошка – ложка, Антошка, сережка
  • лужа – нужен, стужа, кружит
  • дождинка – тропинка, слезинка, соринка

Слайд 10. (переход в Презентацию 6)

Конкурс «Какая птица лишняя?»

(Работа на интерактивной доске) Выбрав «лишнюю» птицу, учащийся объясняет по какому признаку он сделал этот выбор, нажимает на картинку на доске и она исчезает.

Слайд 11.

Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. Пьеса П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» посвящена ноябрю.

Слайд 12. (переход в Презентацию 7)

Конкурс «Художественная мастерская осени»

Ведущий: Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.

Читать еще:  Описание крыжовника колобок

Участники каждой команды нарисуют осенний лист.

А мы не будем скучать и побываем в Картинной галерее. К тому же мы будем наслаждаться великим искусством живописи под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)

Слайд 13, 14.

(Нумерация сверху вниз)

  1. Жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков
  2. Состояние, в котором периодически пребывают некоторые животные, наступает осенью
  3. Движение воздуха относительно земной поверхности, явление природы
  4. Твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов
  5. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении земной поверхности ниже нуля градусов
  6. Периодическая смена наружных покровов у животных
  7. Представитель семейства млекопитающих, среди которых есть беляк и русак
  8. Большое темное густое облако, несущее дождь, снег или град
  9. Птица, о которой И.А.Крылов сочинил басню
  10. Помещение для скота
  11. Хвойное дерево
  12. Цвет осени
  13. Опадание листьев осенью
  14. Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений
  15. Жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега
  16. Он бывает деревянный, железный и журавлиный
  17. Стужа, холод
  18. Класс позвоночных животных, передние конечности которых превращены в крылья

Слайд 15.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Поэтический вечер «Осенний калейдоскоп»
картотека

Подборка стихов для Поэтического вечера «Осенний калейдоскоп»

Скачать:

ВложениеРазмер
stikhi_o_oseni.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтический вечер «Осенний калейдоскоп».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

ШУТОЧКА ПРО ШУРОЧКУ

Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…

Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)

Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…

Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка…

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

В полях сухие стебли кукурузы,

Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море — бледные медузы
И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие
Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем
На темный берег. В море — летаргия
Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный
Туманный блеск…» Ни неба, ни земли.
Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной
Бездонно-фосфорической пыли.

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.

****

ОСЕННЕЕ
Жито убрано, скошено сено,
Отошли и страда и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение).

Час досуга -развлекательная игра.

Данное мероприятие относится к серии занятий по воспитанию у детей здорового образа жизни . Цели занятия : Пробудить у уч-ся заботу о своём здоровье, дать им возможность осознать важн.

Праздник проходит в виде творческих конкурсов.

Осень – удивительное время года. Именно оно познакомило и собрало нас всех вместе в этом классе. За два месяца мы все изменились: дети подросли и поумнели, взрослые стали мудрее, терпимее. Менялась и .

Конспект урока к модулю «Калейдоскоп» построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра.

Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий, посвященных «Празднику осени». Материал включает в себя загадки и стихи об осени.

«Осенний калейдоскоп» — сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы

Наталия Позднякова
«Осенний калейдоскоп» — сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы

Цель: Создавая атмосферу праздника, уточнять знания детей об осени, осенних

приметах через различные виды музыкальной деятельности в форме

увлекательных соревнований. Формировать знания о здоровом образе жизни.

Дети делятся на 3 команды, у каждой – свой капитан – ребенок и своя эмблема:

«Сентябрь» — листья, «Октябрь» — тучки с дождиком, «Ноябрь» — тучки со снежинками

Нарядные дети забегают в зал под музыку «Осенние дорожки» О. Поляковой

с осенними листьями в руках, встают в 4 колонны

Ведущий: Осенние листья опять закружило, ведь осень у нас на дворе наступила.

Природа оделась в свой яркий наряд, и в золоте ярком деревья стоят!

1. Быстро лето улетело перелетной птицей вдаль,осень чудно расстелила увядающую шаль!

2. Одарила гостья-осень урожаями плодов,моросящими дождями, кузовком лесных грибов.

3. И сегодня так нарядно в зале! Мы осенний праздник отмечаем!

Золотыми листьями качаем, песенку про осень запеваем!

Песня «Осень холодная» Я. Жабко (журнал «Музыкальная палитра»)

(или любая другая на выбор музыкального руководителя)

Ведущий: Снова осень наступила вслед за летом точно в срок

И в садах позолотила каждый маленький листок…

Дети выполняют динамический этюд «Осень»

Оранжевый, желтый и красный, листья осенние, вы так прекрасны!

Ветер вас в танце кружит, дождик с вами дружит…

Жаль только: птицы на юг улетают, и как красива осень, грач с ласточкой не знают…

Упражнение с листьями – муз. «Anniversary song»

Дети садятся на стульчики по командам.

Ведущий: Золотая осень снова к нам пришла и с собою праздник осень принесла!

Наш праздник называется «Осенний калейдоскоп».

Участвовать в наших осенних соревнованиях будут 3 команды (представляет команды):

Команда «Сентябрь»! – дети встают Капитан (имя ребенка) – аплодисменты, дети садятся

Команда «Октябрь»! — дети встают Капитан (имя ребенка) – аплодисменты, дети садятся

Команда «Ноябрь»! — дети встают Капитан (имя ребенка) – аплодисменты, дети садятся

Ведущий: Наша осенняя игра покажет, знают ли дети приметы осени, стихи и песни об осени. А в жюри мы приглашаем ваших мам (представляет жюри).

1 конкурс – «Представление» — каждая команда расскажет о «своем» осеннем месяце

Команда «Сентябрь» выходит в центр зала.

Дети: 1.- Капитан: Опустел фруктовый сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришел?

Вся команда: Сентябрь!

2. Желтый лист кружит и вьется, дождик капает и льется,

3. Покраснели уж рябины, висят нити паутины,

4. Ветерок летит, вихрится, улетают к югу птицы,

5. Солнца лучик в тучах тает, день быстрее убегает.

6. Ищет белочка орех, распушился её мех. Ёжик ходит, не спешит, а на спинке гриб лежит.

7. Снова к нам сентябрь стучится хмурой тучей и дождем,

И назад не возвратится лето солнечным лучом. Дети садятся.

Команда «Октябрь» выходит в центр зала

Дети: 1.- Капитан: Всё мрачней лицо природы, почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса, мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Вся команда: Октябрь!

2. В октябре, в октябре частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава, замолчал кузнечик. Заготовлены дрова на зиму для печек.

3. Скоро ляжет в спячку ёжик, сбросит роща свой наряд,

А пока вдоль всех дорожек листья яркие кружат.

4. К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится,

Под холодными лучами слышен крик отставшей птицы…

5. Улыбается октябрь; и уже щекочет нос

утром сонным, утром ранним самый маленький мороз.

6. Потемнели и поникли ветки бронзовые сосен.

Ворон каркает над бором: «Это осень! Это осень!» Дети садятся.

Ведущий: 2 команды представились, а сейчас мы сделаем небольшую паузу, во время

которой все дети исполнят веселую осеннюю песенку про мухоморов – пареньков!

Инсценирование песни «Мухоморы-пареньки» Е. Соколовой

(сб. «Колокольчик», № 15, 1999)

Ведущий: Продолжаем представление команд…

Команда «Ноябрь» выходит в центр зала

Дети: 1. – Капитан: Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег,

А еще похолодало – льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

Вся команда: Ноябрь!

2. Ноябрь – последний месяц осени.

3. Яблони и сливы голые стоят. Выглядит уныло наш осенний сад.

За окном то дождик, то холодный снег. Мрачно и уныло на душе у всех.

4. Утонуло солнце в лужах ноября. Но не будем злиться на него мы зря.

Приготовим лыжи, санки и коньки. Ждут нас очень скоро зимние деньки.

5. Ходит осень, бродит осень, ветер с клена листья сбросил,

Водят листья хоровод, а на лужах – первый лед.

6. Первый снег принес ноябрь, все в снежки играют вновь.

Во дворе замерз кораблик, и в снегу торчит морковь…

Ведущий: Мы готовы выслушать жюри!

Подведение итогов конкурса: за каждый конкурс команда получает 1или 2 листочка, которые в конце игры подсчитываются

Ведущий: Поздравляю команды с хорошим началом конкурса!

Для всех гостей наши девочки исполнят осеннюю песню.

Девочки: 1. Волшебница-Осень к нам в гости пришла, чудесные краски она принесла.

2. Раскрасила листья, цветы и траву, как будто к нам сказка пришла наяву!

Песня «Художник» Н. Караваевой (сб. «Колокольчик», №23,2001)

Ведущий: Наш следующий конкурс называется «Разминка». Командам нужно постараться ответить

на мои вопросы об осени. Если команда не знает ответ, его может дать другая

команда и заработать дополнительные очки- листики. Итак, начинаем!

2 Конкурс «Разминка»

1. Какие овощи бывают усатыми? (горох, фасоль)

2. Какие садовые цветы расцветают осенью, незадолго до первого снега? (астры)

3. У каких деревьев листья осенью красные? (клен, рябина, осина)

4. У какого животного осенью, в листопад, появляются детеныши? (у зайца, «листопаднички»)

5. Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

6. Как называются птицы, улетающие осенью в теплые края?

7. Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся в щелях, под кору деревьев)

8. Какое животное в сентябре валит много деревьев, устраивая себе жилье? (бобр)

9. Сколько месяцев у осени?

(воспитатель на свое усмотрение может изменить или добавить вопросы)

Ведущий: Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов, приглашаю всех

детей на веселую польку!

Полька – карельская народная мелодия, обр. Е. Туманян (сб. «Музыка в детском саду», подготовительная группа, М. ,1988)

Объявляется результат Разминки

Ведущий: Вы слышите? По-моему, к нам на праздник кто-то идет…

(под музыку в зал заходит Осень – взрослый)

Да это же сама Осень к нам пожаловала!

Осень: Здравствуйте, дети! Я – Осень золотая, спешу вас удивить богатством урожая,

Ковром цветным укрыть, расписанным листвою и гроздьями рябин,

Причудливой красою прозрачных паутин!

Вы любите, когда я прихожу? (да) Я красоту повсюду навожу!

Ведущий: Осень! Будь гостьей на нашем празднике!

Осень: Спасибо, с удовольствием погощу у вас! Очень мне хочется узнать, рады ли

вы моему приходу? (да) Тогда почитайте для меня осенние стихи!

Ведущий: Хорошо, пусть это будет наш следующий конкурс!

3 конкурс — Стихи об осени – по 1 от команды – на выбор воспитателя.

Подведение итогов стихотворного конкурса.

Осень: Стихи вы читаете очень красиво, а сейчас проверим, сможете ли вы узнать овощи

наощупь… (в корзине Осени, в мешочке спрятаны овощи)

Ведущий: И это будет наш следующий конкурс…

4 Конкурс – «Определи овощи на ощупь» — участвуют капитаны

Жюри подводит итог конкурса

Осень: С этим заданием вы справились, а сейчас посмотрим, знаете ли вы вкус овощей

5 Конкурс – «Определи овощи и фрукты на вкус с закрытыми глазами»

Жюри подводит итог конкурса

Ведущий: Осень, поиграй с нами, становись в наш осенний хоровод!

Осень: С удовольствием поиграю!

Хоровод «Осень – гостья дорогая» Л. Олифировой

(«Музыкальный руководитель». №4,2004, с. 68)

Ведущий: А сейчас проверим, какая из команд самая трудолюбивая…

6 конкурс — Эстафета «Перевези овощи в хранилище» — участвует 3 команды: дети перевозят на машинках (тракторах) овощи из 1 обруча в другой.

Подведение итогов конкурса

Осень: Я пришла к вам в гости, дети, вместе с вами праздник встретить,

А по лесу вслед за мной мчался дождик озорной,

Проводил меня немножко, и намокли все дорожки.

Ведущий: А мы про дождик танец знаем, и даже вместе подпеваем…

Танец «Тучка» — муз. Д. Тухманова

Ведущий: Продолжаем наш осенний марафон. По-моему, кто-то еще спешит к нам в

Под музыку заходят Кашель и Насморк (далее – К. и Н.)- взрослые

К: Смотри, Насморк, все сидят тут такие нарядные, красивые…

Это они, наверное, нас с тобой в гости ждали!

Н: Что ты, Кашель, что ты! Даже не мечтай! А-а-пчхи! Сколько лет на белом свете

живу, — никто меня в гости ни разу не звал!

К: Да и меня, кхе-кхе, Кашля, тоже не очень-то жалуют! Ну, раз они нас не позвали, то

очень еще об этом пожалеют! Мы им настроение-то подпортим!

Н: Ага-ага, испортим им веселье! Ой, а это кто еще такая тут сидит? Да это же Осень!

Смотри, смотри: радуется! Ей тут песни поют, пляшут для неё…

К: Ишь, как все её любят!

Н: А нас – нет! (ревёт в голос)

К: Фу, какую мокроту развёл тут… Не реви! Лучше подумай, как испортить детям

праздник и всех разогнать по домам, чтоб чихали там и кашляли!

Н: Придумал! (громко шепчет на ухо): Давай тут с тобой начихаем на всех и

накашляем! Надолго нас тогда запомнят…

К: Это ты, здорово придумал! Сейчас я начну громко кашлять, а ты

посильнее на всех чихай! Готов? Раз, два….

Ведущий: Подождите! Что вы делаете! Вы же пришли на детский праздник, а сами

распространяете инфекцию! А еще мы слышали, что вы тут затеваете и поняли, кто

вы такие: Ты – Насморк, а ты – Кашель. Наши ребята знают, что осенью вы

появляетесь очень часто, но вас никто не ждет, а еще они знают, что нужно делать,

чтобы при случайной встрече с вами не разболеться!

К: Интересно, и что же вы делаете, чтобы нас не бояться? Дети отвечают

Ведущий: Кашель и Насморк! Наши дети не любят болеть, поэтому они в любую погоду

ходят в детский сад. А здесь, в детском саду, с удовольствием каждое утро делают

зарядку! Посмотрите сами:

«Музыкальная зарядка» — муз. «Летка-Енька» – ритмические движения

К: Друг! Что-то мне после их зарядок стало совсем грустно…

Н: И мне снова хочется плака-а-ать…

Ведущий: А еще, Кашель и Насморк, чтобы вас не бояться, наши дети кушают овощи и

фрукты, закаляются и дружат со спортом, поэтому они такие крепкие, здоровые и

К: Ой – ёй-ёй, это еще надо проверить…

Осень: А вот сейчас мы и посмотрим, как быстро дети умеют собираться на осеннюю

Ведущий: Это будет наш следующий конкурс!

7 конкурс — «Кто быстрее соберется на прогулку»

(соревнуются 3 детей: кто быстрее наденет шапку, куртку, шарф, сапоги, перчатки)

Подведение итогов конкурса

Н: Подумаешь, все равно, если мы захотим, то запросто заразим детей…

Ведущий: Как же нам избавиться от Кашля и Насморка, ребята? (ответы) По-моему, я

знаю, как! Сейчас мы просто угостим их дарами Осени, которые помогают

справиться и детям, и взрослым с такими неприятными гостями…

Проведем с ними игру «Узнай овощи на вкус с закрытыми глазами»…

(дает персонажам понюхать чеснок)

К. и Н: Караул! Какой ужас!

К: Бежим скорее отсюда, а то нас обезвредят! Кто тогда будет народ заражать?

Кашель и Насморк убегают.

Осень: Молодцы, дети! Ловко справились с Кашлем и Насморком!

Ведущий подводит итоги соревнований. Награждение команд: 1,2,3 место.

Осень угощает детей своими дарами, прощается, уходит.

Ведущий объявляет о завершении праздника. Чаепитие в группе.

Сценарий осеннего праздника для разновозрастной группы «Осенний хоровод» «ОСЕННИЙ ХОРОВОД» (сценарий праздника для разновозрастной группы) Цель: Создание условий для формирования социально-личностных качеств дошкольников.

Сценарий осеннего праздника «Откуда берётся хлеб» для детей подготовительной группы Дети подготовительной группы входят в зал, исполняют композицию с листьями, становятся у центральной стены. (музыка «Вальс» Е. Доги.) 1 Вот.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы «Лесная аптека» Целью проведения данного утренника является расширение кругозора детей посредством разных видов творческой деятельности Задачи: 1. Способствовать.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Осенняя ярмарка Сценарий праздника в подготовительной группе Осенняя ярмарка. Дети парами заходят в зал, пока звучит музыка, гуляют, друг другу кланяются.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы «Вовка и Королева Осень» Сценарий осеннего праздника для подготовительных групп. Развитие эстетического, музыкального восприятия, нравственное, патриотическое воспитание.

Сценарий осеннего праздника «В лес осенний мы пойдём» для детей младшего возраста Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №577 с углубленным изучением.

Сценарий осеннего праздника в старшей группе. Осенний сундучок. Дети: Здравствуй, осень золотая, Голубая неба высь! Листья жёлтые, слетая, На дорожку улеглись. Сад раскрасился цветами Астр, пионов, георгин,.

Сценарий осеннего утренника для детей второй младшей группы «В лес осенний мы пойдём» Осенний утренник для детей второй младшей группы. «В лес осенний мы пойдем» Составила музыкальный руководитель Арчакова Людмила Ивановна.

Сценарий осеннего утренника «Осенний репортаж» для детей подготовительной группы Ведущая: Осень нас к себе сегодня в гости пригласила. «Чтоб никто не опоздал»,- Осень попросила. И вот мы здесь, сверкает зал, теплом сияют.

Сценарий праздника «Осенний календарь» для детей подготовительной к школе группы Цель: Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике. Вызвать у детей.

Внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Викторина. Осенний калейдоскоп (Сл1)

Цель: формирование интереса к природе.
Задачи: Расширить знания детей , их кругозор. Дать представления о том, как выглядят различные грибы и ягоды, напомнить о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, об осенних приметах.
Оборудование: презентация, жетоны, картинки (осень), наглядный материал.

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Сейчас у нас с вами за окном осень. Кто-то любит это время года, а кто-то нет. А вам нравится осень? Чем? Почему не нравится? А может быть, кто-то родился осенью?
Ответы ребят.
Ребята, осень нам каждый год дарит свои подарки. Это и урожай на полях и огородах, это и дары леса: грибы, ягоды, которые растут в лесу. Это множество разного материала для поделок.
Сегодня я хочу предложить вам провести викторину «Осенний калейдоскоп», мы поговорим о дарах осени, посоревнуемся в отгадывании загадок. Тот, кто наберет больше всего жетонов за правильные ответы, будет главный осенний знаток. Готовы?

А начнем мы с разминки ума: (Сл2)

Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? – И услышим? …(осень) (Сл3 )

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста) (Сл4)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка) (Сл5)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор) (Сл6).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок) (Сл7)

Судя по археологическим раскопкам, древним рукописям и наскальным рисункам, грибы известны людям с древних времен. Еще наши далекие предшественники научились употреблять их как в качестве еды, так и применять для выпечки хлеба, изготовления напитков. Люди очень давно разделили грибы на ядовитые и съедобные. И тем и другим они сразу же нашли применение. Съедобные стали употреблять в пищу, а несъедобные стали орудием мести и способом выяснения отношений с врагами. Так, например, римский император Клавдий (I век н. э.) был отравлен грибами своей женой Агриппиной, по приказу которой знаменитый цезарский гриб был подменен смертельно ядовитой бледной поганкой.
Ученик 2.

Россию смело можно назвать страной грибов. Они растут практически на всей ее территории от Заполярья до южных субтропиков, от западных границ до тихоокеанского побережья. Их можно встретить в тундре среди полярных березок и чахлых елей, в покрытых травою степях, высоко в горах и их долинах. На Руси грибы — жареные, вареные, соленые — издавна не переводились со стола в будни и праздники. Наряду с овощами их считали «пригожей к здоровью едой».
Ученик 3.

До революции грибы вывозились за границу обозами в дубовых бочках. Одной из стран, которая с удовольствием покупала наши грибы, была Франция. Французская кухня всегда славилась соусами. Среди них грибной соус занимал одно из первых мест. Французы в шутку говорили, что с грибным соусом можно есть даже подметки от сапог. А вы дома готовите блюда из грибов, какие?
Учитель:

Ребята, вы слышали, что походы за грибами и их сбор называют «тихой охотой»? Грибов, которые можно собирать и употреблять в пищу, у нас в России более 300 видов. Но в наши корзины едва ли попадает 15—20 из них. Грибы нужно уметь узнавать «в лицо». Научиться этому проще всего по цветным рисункам. И сейчас я буду загадывать вам загадку про гриб, будете ее отгадывать, а затем смотрим на картинку с грибочком.

1.Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб —
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (Лисички) (Сл10 )

2.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (подосиновик) (Сл11 )

3.На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает. (боровик) (Сл12 )

4.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки) (Сл13 )

5. Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята) (Сл14 )

6. Вот оранжевый грибок,
Шляпка, ножка, крепкий бок.
Вы в лесу его встречали,
На картинках книжек.
И по цвету узнавали.
Кто же это? . (рыжик) (Сл15 )

7. Мы засолим к декабрю
Их в большой кадушке.
Не кричат грибы «Хрю-хрю!»,
Но они — . (свинушки) (Сл16 )

8. У него везде грибницы —
На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный. (шампиньон) (Сл17 )

9. В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления … (волнушка) (Сл18 )

10.Под берёзой старичок,
На нем бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
А сапожки — с глинкой. (подберёзовик) (Сл19 )

11.Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок —
Гриб такой зовут. (масленок) (Сл20 )

12.Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин —
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот — красный… (мухомор) (Сл21 )

13.Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную… (поганку) (Сл22 )

Какие вы молодцы! Как много грибов знаете!

-Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени? Как вы понимаете эти пословицы?

Пословицы и поговорки об осени: (Сл23)

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь холоден, да сыт.

Осенняя муха больнее кусает.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Осень не лето в листву одета.

Весна да осень, на дню погод восемь.

Весна богата цветами, а осень снопами.

Пчелка мала, да и та работает.

А теперь давайте проверим, знаете ли вы ягоды? Ведь не только летом, но и осенью тоже собирают ягоды, а какие?
Ученик 4.

Говорят, что осенью созревают самые полезные ягоды. В начале сентября собирают последнюю голубику, а также облепиху и бруснику. После первых собирают ягоды дикой рябины и боярышника. А дикорастущую клюкву можно собирать на болоте не только всю осень напролет, но и ранней весной: ее ягоды особенно вкусны после долгой зимы, проведенной под снежным покровом. Не стоит забывать и о черноплодной рябине с шиповником.
Ученик 5.

Существуют легенды о ягодах, которые собирают осенью.
Давным-давно в глухом лесу рядом с деревушкой жили гномы, обладающие несметными богатствами. Узнав о них, люди стали искать легендарные клады и гномам пришлось уйти далеко в лес, спасаясь от незваных гостей. Бедные гномы голодали, и никто не протягивал им руку помощи. Однажды маленький куст черники приютил их, накормил своими ягодками и закрыл веточками от непогоды. В благодарность ему гномы расселили черничку по всем лесам.

Защищая себя от животных и птиц, кусты шиповника переплетаются между собой, выпуская шипы и охраняя заветные лечебные плоды. Только самым добрым детям, с чистой душой, они позволяют срывать свои ягодки.
Ученик 7.

Маленькая ласточка спустилась с неба, неся в клювике несколько капель волшебной воды, которая могла бы сделать людей бессмертными. Позавидовала ей злобная оса, не знающая добра, и ужалила. А ласточка уронила капельки на елку и бруснику , потому они теперь всегда остаются зелеными.

1.Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? — (Калина) (Сл25 )

2.Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая. (клюковка) (Сл26 )

3.Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика) (Сл27 )

4.Листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки —
Не выше кочки. (Брусника) (Сл28 )

5.Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной) (Сл29 )

6.Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник) (Сл30 )

7.Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — . (черника) (Сл31 )

8.Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина) (Сл32 )

9.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника.
Ищём что мы? . (Голубику) (Сл33 )

10.На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела. (Облепиха) (Сл34 )

11.Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи — ягода
Да сильный яд во мне. (Вороний глаз) (Сл35 )

12.Цветок — как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли — не слышно. (Ягоды ландыша) (Сл36 )

Ребята, я думаю, вы все знаете, что ягоды ландыша очень ядовиты.

Ребята, вы все большие молодцы. Вы знаете очень много грибов и ягод. А также сегодня, кто-то узнал и ядовитые грибы и ягоды, и запомнил их навсегда.

Игра: «Собери осеннюю картинку» (Сл37)

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Дерево — символ нашей Родины?

Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью или весной. Что это?

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

Это бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывает листву. Что это?

Летом он тёплый — грибной, а осенью холодный – моросящий?

Интегрированное внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3-го класса в процессе интегративного обучения с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

  1. развивать устную речь обучающихся;
  2. расширять кругозор обучающихся в области литературы, музыки и живописи;
  3. пополнить знания обучающихся в области русского народного фольклора;
  4. воспитывать любовь к родной природе;
  5. формировать основы экологической культуры;
  6. развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие;
  7. развивать навыки работы обучающихся с интерактивной доской.

Ход мероприятия

Слайд 1 (Презентация 1)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)

Праздник посвящается прекрасному времени года – осени и называется «Осенний калейдоскоп».

Слайд 2.

Ведущий: Что такое калейдоскоп? Калейдоско́п (от греч. красивый, вид, наблюдаю)

  1. оптический прибор-игрушка в виде трубки, содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.
  2. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.

В России калейдоскоп появился в XVIII в. благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову

Сегодня в путешествие нас приглашает «Осенний калейдоскоп». Каждый поворот калейдоскопа – это новый конкурс. Какие конкурсы, и в какой последовательности они будут проходить, подскажет нам калейдоскоп. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Вы поиграете в разные игры, примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осени. В нашем мероприятии участвуют три команды. Команды представляются (один из членов команды читает стихотворение, а другие команды должны угадать о каком месяце идет речь)

Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?

Все мрачней лицо природы –
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?

Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
И сильней похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Конкурсы будет оценивать жюри в составе:…

Каждый конкурс оценивается по трехбалльной системе.

Слайд 3. (переход в Презентацию 2)

Ведущий. Осень наве­вает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

(Чтение стихов участниками конкурса сопровождается показом на экране портретов поэтов)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А. Пушкин)

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
(А. Фет)

Заунывный ветер гонит
Стаи туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
(Н. Некрасов)

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)

ОСЕНЬ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
(А. Плещеев)

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
(А. Плещеев)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А.С. Пушкин)

Слайд 4. (переход в Презентацию 3)

Конкурс «Осенние загадки»

(Загадки поочередно задаются каждой команде)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (осенний лист)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее . (ледок)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый . (снег)

Солнце больше нас не греет,
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки . (Птицы)

Слайд 5.

Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Охота» из цикла «Времена года»)

Слайд 6. (переход в Презентацию 4)

Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы изображены на картинках. (О некоторых грибах ведущий читает стихотворные строки).

Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами? Почему?

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые . (лисички)

Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот. (белый)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые . (поганки)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок . (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы . (волнушки)

На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются . (опята)

Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – . (сыроежки)

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый . (мухомор)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – . (подосиновик)

Слайд 7

Конкурс – физминутка «Кто соберет больше листьев»

Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора:
Пришла к нам опять чудо-осень!

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

Слайд 8.

Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)

Слайд 9. (переход в Презентацию 5)

Конкурс «Осенние рифмы»

Подберите рифмы к словам: шишка, клен, ветерок , тучка, лист, картина, картошка, лужа, дождинка.

  • шишка – крышка, мышка, пышка
  • клен – силен, зелен, влюблен
  • ветерок – горшок, дружок, творожок
  • тучка – кучка, ручку, почемучка
  • лист – свист, твист, таксист
  • картина – машина, Марина, плотина
  • картошка – ложка, Антошка, сережка
  • лужа – нужен, стужа, кружит
  • дождинка – тропинка, слезинка, соринка

Слайд 10. (переход в Презентацию 6)

Конкурс «Какая птица лишняя?»

(Работа на интерактивной доске) Выбрав «лишнюю» птицу, учащийся объясняет по какому признаку он сделал этот выбор, нажимает на картинку на доске и она исчезает.

Слайд 11.

Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. Пьеса П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» посвящена ноябрю.

Слайд 12. (переход в Презентацию 7)

Конкурс «Художественная мастерская осени»

Ведущий: Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.

Участники каждой команды нарисуют осенний лист.

А мы не будем скучать и побываем в Картинной галерее. К тому же мы будем наслаждаться великим искусством живописи под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)

Слайд 13, 14.

(Нумерация сверху вниз)

  1. Жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков
  2. Состояние, в котором периодически пребывают некоторые животные, наступает осенью
  3. Движение воздуха относительно земной поверхности, явление природы
  4. Твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов
  5. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении земной поверхности ниже нуля градусов
  6. Периодическая смена наружных покровов у животных
  7. Представитель семейства млекопитающих, среди которых есть беляк и русак
  8. Большое темное густое облако, несущее дождь, снег или град
  9. Птица, о которой И.А.Крылов сочинил басню
  10. Помещение для скота
  11. Хвойное дерево
  12. Цвет осени
  13. Опадание листьев осенью
  14. Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений
  15. Жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега
  16. Он бывает деревянный, железный и журавлиный
  17. Стужа, холод
  18. Класс позвоночных животных, передние конечности которых превращены в крылья

Слайд 15.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector